Просто хотим подчеркнуть, что живут среди нас люди, в кумиры не рвущиеся, но тем не менее достойные искреннего восхищения и глубочайшего уважения. Нынешнему поколению очень даже не вредно поучиться у них самому хорошему: любви к Родине, к своей семье, к работе. А еще желанию прожить каждый день с пользой для себя и окружающих. Для меня таким примером недавно стала Мария Андреевна Бабанина – ветеран МКП «Тулгорэлектротранс», труженица тыла, посвятившая всю свою жизнь любимой работе и семье.
Дело на бочку
– Мария Андреевна, расскажите немного о себе.
– Родилась я 28 января 1927 года. В семье нас было семь человек. С пятнадцати лет работала колхозницей в Красивском районе Тамбовской области. А потом война к нам подкатилась. Сестра моя пошла добровольно в армию. Я тоже с ней на войну пойти было хотела, но нас собрали в сельсовете и отправили сюда, в Тулу. Привезли нас в общежитие. Некоторые убегали. Их ловили и сажали. А я так и осталась здесь, в Туле. В 47-м замуж вышла. Две девочки у меня родились. Правда воспитывала я их одна, не повезло мне. Муж у меня молодым умер, 27 лет ему было.
– И где работали?
– Вначале на авторемонтной базе треста «Тулшахстрой». Потом училась, а после этого пошла работать на завод «Тула» электросварщицей. А с 59-го года я в трамвайном парке. (Мария Андреевна показывает свою трудовую книжку, выданную в далеком уже 1946 году!)
– Можно посмотреть? - не удержалась я, уже с интересом начиная листать страницу за страницей. Записей не так много, и довольно быстро я добираюсь до отметки о приеме на работу в организацию – предшественницу МКП «Тулгорэлектротранс», с которым у нашей героини связаны самые добрые воспоминания.
– В трамвайном парке я 41 год проработала. Электросварщицей в основном. А в целом у меня 56 лет беспрерывного стажа. С 44-го года и по 2000-й. Я очень любила свою работу. Могла бы и дольше трудиться, но внуки-правнуки пошли, пришлось уйти на пенсию.
– А почему именно в электросварщицы пошли? Мужская ведь это профессия, тяжелая…
– В войну-то мы профессии на мужские и женские не особо делили. Тем более что многие мужики на фронте были. Вообще-то, когда меня только привезли сюда, в Тулу, мне шофером хотелось быть! Раньше полуторки были, машины такие, на них я и заглядывалась. Но все вышло как вышло. А один раз, когда я только-только на сварщика выучилась, поручили мне варить бочки из-под бензина. Кто-то из старших подсказал, что очень опасное это дело. Но начальство, помню, говорит мне: «Не бойся, Маруся, вари! Все нормально там промыто». И вот я только начала работать, только дотронулась до бочки, та ка-а-ак взорвалась! Как полетела… Я – ни жива ни мертва. Вся бочка помята была, такой взрыв, все сбежались! А я кричу: «Увольняйте меня!» Но тогда никого не увольняли, это ж в 44-м году было. Все закончилось нормально, я не пострадала, только очень испугалась. Плакала. Но деваться некуда, работать-то надо. Я тогда только с мужем познакомилась, он на нашем же предприятии слесарем работал. Вот он-то мне потом каждую бочку и проверял. И только после этого я начинала варить. Эти бочки потом на фронт возили, бензином заполняли. Я каждый день варила их штук по десять. Ой, как же я вначале боялась! Очень! А потом уже и привыкла. Водой зальют, и я свободно стою, варю. В это время электросварку я очень полюбила.
– А правду говорят, что если сварщик не любит свою работу – шов хороший не получится?
– Уж и не знаю. У меня в работе брака никогда не было. Ни во время войны, ни после нее, когда в трампарке стала трудиться. И сотрудники и начальники меня очень уважали. Да и вообще все мы очень дружно жили в депо. Может и правда, все у меня хорошо получалось, потому что работу свою я очень любила, другого мне ничего и не нужно было.
Служили две Маруси
– У нас в трамвайном депо работали четыре сварщика. В том числе две Бабанины Маруси. Я и моя подруга, с которой мы и тезками, и однофамилицами оказались. Только она чуть постарше, а я чуть помладше. Бывало, забегали к нам на работу знакомые, подойдут к проходной и спрашивают: «Бабанину, пожалуйста, Марусю позовите». Им отвечают: «Какую вам?» А те не понимают: « Как это какую? Бабанина Маруся нужна». – «Так у нас две их! Есть, говорят, большая и есть маленькая». Вот так нас всегда и путали. (Смеется.) Она тоже сварщицей была. А еще двое – мужчины. Сменщики наши были.
– И все 40 лет так?
– Мы с Марусей - да, а вот мужчины по стольку лет не оставались. Приходили, работали год-два-три, да уходили. А мы вот так на одном месте…
– И почему мужчины так быстро уходили?
– Да кто их знает. Наверное, потому что платили нам не очень много. Мы же к коммунальщикам относились. Так что мужчины другую работу, может, искали. Более денежную. А нам с Марусей никуда уходить не хотелось! Чего бегать-то? Работу свою мы любили, коллектив отличный, начальники нас уважали. Павлов Александр Александрович тогда нашим директором был. Хороший человек, очень благодарна я ему! Ой-ёй-ёй, как строго дисциплину держал. Но его не боялись, а уважали. Вначале в первом депо мы работали, а когда второе открылось, мы все вместе туда перешли, но во втором я уже не так долго проработала. Помню, любимая фраза у него была: «Наверное, это закономерно, что любимая работа делает судьбы людей счастливыми».
- А что, на ваш взгляд, для эффективной работы производства важно?
– Как раз то, что у нас всегда было, - дисциплина. И коллектив хороший.
– С коллегами общаетесь, после того как на пенсию ушли?
– Общаемся до сих пор. Во второе трамвайное депо кода прихожу, то до сих пор узнают меня там. Хоть старых работников и мало уже осталось! Да и профком «Тулгорэлектротранса» не забывает своих ветеранов. Собирает на всякие мероприятия, поездки организует, подарками не обносит…
Остановиться не могу...
– Пенсия у вас большая?
– Не жалуюсь. Раньше была всего 98 рублей. А сейчас – 17 с чем-то там тысяч. Конечно, добавляют к пенсии периодически, но у кого пенсия маленькая, тому и прибавка маленькая. У меня-то 17 тысяч, а вот у дочки всего 8 тысяч была. Сейчас 9 стала получать. Она инженером работала в институте. А вообще у меня две дочки, старшей внучке 45, внуку 40 лет. А еще есть правнуки и праправнуки. Вот сколько нас! Как начну пересчитывать, так на сердце тепло становится. Я очень богатая! Дети у меня очень хорошие, меня уважают. И внуки все хорошие. Это очень здорово - большую и дружную семью иметь! На праздники собираемся вместе. На день рождения мой. Я счастливая бабушка, поэтому за пенсией и не слежу даже. Обо мне заботятся.
– Ваши потомки все на технические специальности пошли или есть гуманитарии?
– Дочка – инженер, внучка тоже начальником цеха работает, внук бухгалтером. Так что гуманитариев нет, стихи никто не пишет. Разве что дочка вот крестиком очень красивые картины вышивает.
– Вы когда-нибудь бывали за границей?
– Нет. Разве что во время отпуска ездила с детьми на море каждый год, в Сочи или Сухуми. Сухуми ж теперь вроде как заграница. А теперь уже и туда не съездишь. Старовата стала для этого.
– Вы говорите: старость, никуда не съездить… А вот у многих европейцев-пенсионеров любимое хобби – путешествия.
– А у меня – дача! Я там и работаю, и отдыхаю. Дача у нас в Шульгине. Дети сейчас уже там живут, скоро и я им помогать приеду.
– Опять работать? Может, уже отдохнуть пора, придумать себе какое-нибудь занятие в свободное время?
- Ой, дочк, милая, да у меня времени свободного-то и нет. Я как утром встаю, так начинаю подметать. Уберусь. Пыль протру. Посуду мыть, обед готовить начну. То зять придет, то правнучек из школы прибежит. Всех накормить надо. Люблю работать. Дома я не сижу на месте. Каждый день прибираюсь, готовлю. Думаю, вот сделаю немножко и позавтракаю. А в итоге завтрак-то часов в 12 только и получается, а то и позже! Когда начинаю работать, остановиться уже не могу.
Чистота и порядок у Марины Андреевны не только в квартире! На лестничной клетке седьмого этажа, где проживает счастливая бабушка, стоят цветы и даже висит зеркало. На окнах - красивые шторки, а на подоконниках – пара игрушек. Во дворе с раннего утра трудятся соседки.
– Чистоту и порядок создаем мы сами, а не кто-то другой. А бывают люди, которым это и не нужно, – поясняет бабушка.
Жизнь Марии Андреевны – прекрасный пример того, что любовь к работе и ответственное ее выполнение, заботливая семья и постоянный труд даже в 87 лет помогают проживать каждый день с пользой и не только самому получать от жизни удовольствие, но и нести радость окружающим.